Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out
Росстат в соцсетях

Подписывайтесь и следите за деятельностью Федеральной службы государственной статистики в социальных сетях

Методология

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования – транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Транспорт необщего пользования (ведомственный) – транспорт, осуществляющий, как правило, перевозки грузов и пассажиров своей организации.

Перевезено грузов (объем перевозок грузов) – количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем “отправлено (отправление) грузов”, конечный момент – показателем “прибыло (прибытие) грузов”. Для отдельных организаций транспорта для характеристики всего объема работы применяется показатель “перевезено (перевозка) грузов”, который определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других организаций транспорта для перевозки. Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена договором перевозки.

По всем видам транспорта, кроме автомобильного, объем перевезенных грузов показан по моменту отправления. На автомобильном транспорте учет перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия.

Грузооборот транспорта – объем работы транспорта по перевозкам грузов. Единицей измерения является тонно-километр. Определяется путем суммирования произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах (милях).

Перевозки грузов промышленным железнодорожным транспортом включают грузы, перевезенные по подъездным путям организаций. Общий объем перевозок определяется как сумма грузов, принятых с железных дорог общего пользования и переданных на эти железные дороги, а также грузов, перевезенных по подъездным путям в пределах этих организаций без выхода на сеть общего пользования.

Перевезено пассажиров – число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта неодинаково: или по моменту приобретения билета (на железнодорожном, автомобильном, городском электрическом транспорте), или по моменту отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспорте). Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется.

Пассажирооборот транспорта – объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр. Определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки. Данные по перевозкам пассажиров и пассажирообороту железнодорожного транспорта, начиная с 2000 г., приведены с учетом оценки объемов перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда в пригородном сообщении и изменения системы учета объемов перевозок работников железнодорожного транспорта.

Грузооборот и пассажирооборот на воздушном транспорте определены только по перевозкам транспортной авиацией, т.е. без учета перевозок авиацией, применяемой в организациях всех видов экономической деятельности.

По воздушному транспорту с 2000 г. представлены данные о деятельности регулярных и нерегулярных авиаперевозчиков.

Регулярные авиаперевозчики организации, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, грузов и почты, а также авиационные работы для нужд организаций и населения, как на регулярной, так и на нерегулярной основе. К регулярным перевозкам относятся полеты, запланированные и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием за плату, или достаточно частые полеты, которые поддаются определенной систематизации и доступны для общественного пользования, а также дополнительные полеты, вызванные перегрузкой регулярных рейсов.

Нерегулярные авиаперевозчики – организации, осуществляющие коммерческие перевозки грузов, почты и пассажиров и авиационные работы для нужд организаций и населения только на нерегулярной основе (чартерные (заказные) полеты, спецрейсы, туристские маршруты, не отнесенные к регулярным перевозкам).

Перевозки в каботажном плавании – перевозки морским транспортом между портами и портопунктами Российской Федерации.

Протяженность сети путей сообщения – суммарная протяженность в километрах участков путей транспортного сообщения. Определяется на дату путем суммирования длин отдельных участков, образующих сеть.

Сеть связи – это совокупность организаций, пунктов связи, в которых происходит прием (ввод), выдача (вывод) и распределение (коммутация, сортировка) сообщений (информации), и линий или каналов связи, обеспечивающих передачу сообщений (информации) между пунктами сети. В зависимости от вида связи различают сеть почтовой связи – совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов и сеть электросвязи – технические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных, обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания.

Оператор связи – юридическое лицо, оказывающее услуги связи на основании лицензии.

Услуги связи – продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи.

Доходы от услуг связи – доходы от оказанных в отчетном периоде услуг связи: денежная наличность, поступившая в кассы организаций, и сумма, начисленная за оказанные услуги.

Электрическая связь – передача и прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам. Включает сети и средства, обеспечивающие телефонную, телеграфную, факсимильную связь, передачу данных и других видов документальных сообщений (включая обмен информацией между ЭВМ), а также телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания.

Подвижная связь – совокупность технических средств (радиооборудование, коммуникационное оборудование, соединительные линии и сооружения), с помощью которых можно предоставить подвижным абонентам связь между собой и с абонентами телефонной сети общего пользования.

Сотовая связь – мобильная система радиотелефонной связи. Принцип действия этой системы заключается в том, что принимающие станции с выходом на АТС покрывают город (район). По мере перемещения владельца сотового радиотелефона он автоматически переключается с одной станции на другую.

Почтовая связь – прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, а также экспедирование, доставка и распространение периодической печати.

Телефонные аппараты. Основные телефонные аппараты – телефонные аппараты, занимающие самостоятельные номера на городской телефонной станции, в том числе спаренные телефонные аппараты, предназначенные для общего пользования. Телефонные аппараты сети "Искра" в этом показателе не отражаются. Дополнительные (параллельные) телефонные аппараты – аппараты, присоединенные к общей линии с основным аппаратом и не имеющие самостоятельного номера на станции.

Таксофоны универсальные – таксофоны, с которых осуществляются  как междугородные и международные, так и местные телефонные соединения.

Квартирные телефонные аппараты – телефонные аппараты, установленные в квартирах (жилых домах), в том числе основные.

Охват населения  телевизионным и радиовещанием оценивается как удельный вес численности населения, обеспеченного приемом телевизионных и радиовещательных программ, в общей численности населения.