Методология
Расчет показателей денежных доходов и расходов населения производится в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 02.07.2014 № 465 (с изменениями от 20.11.2018 № 680). Информация публикуется ежеквартально в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.03.2019 № 469-р.
Данные о денежных доходах и расходах населения формируются на основе официальной статистической информации о произведенных выплатах денежных средств населению и полученных от населения денежных средствах с использованием данных регулярной статистической отчетности хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и финансовых учреждений, а также с использованием системы дооценок объемов доходов и расходов населения в неформальном секторе экономики. При отсутствии ряда показателей в необходимые сроки (это касается в основном банковских данных) производится их оценка.
При публикации объема денежных доходов и расходов населения за отчетный период производится уточнение предварительных показателей за предыдущий период. Пересмотр квартальных данных осуществляется по итогам разработки годового баланса денежных доходов и расходов населения.
Денежные доходы населения включают доходы лиц, работающих по найму; доходы от самостоятельной занятости (доходы от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности); социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты); доходы от собственности (дивиденды; проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях; выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам; инвестиционный доход (доход от собственности держателей полисов); прочие денежные поступления.
Номинальные денежные доходы в расчете на душу населения исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность постоянного населения.
Реальные денежные доходы – относительный показатель, характеризующий динамику денежных доходов населения по сравнению с изменением цен на товары и услуги и исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Реальные располагаемые денежные доходы – относительный показатель, характеризующий динамику располагаемых денежных доходов (денежные доходы за вычетом обязательных платежей) населения по сравнению с изменением цен на товары и услуги и исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) располагаемых денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Денежные расходы населения – включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, платежи за товары (работы, услуги) зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчет (включая сальдо трансграничной Интернет-торговли); расходы на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов; прочие расходы населения.
К сбережениям населения относятся: прирост (уменьшение) сбережений на рублевых и валютных счетах в банках Российской Федерации и за рубежом; прирост (уменьшение) средств в форме кредитов и займов от иностранных контрагентов; прирост (уменьшение) сбережений в ценных бумагах (включая векселя и долговые бумаги); расходы на покупку недвижимости (включая сальдо операций с инструментами участия в капитале и недвижимостью за рубежом); прирост (уменьшение) наличных денег на руках у населения в рублях и в иностранной валюте в рублевом эквиваленте; прирост (уменьшение) прочих сбережений. Общий объем сбережений населения корректируется на величину финансовых обязательств (кредиты, ссуды) и на величину реализации финансовых активов (средств от продажи и погашения инвестиционных паев, от реализации долей участия в уставном капитале организаций и др.)
Величина прожиточного минимума в соответствии c поправками, внесенными в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 № 473- ФЗ), представляет собой минимальную необходимую для обеспечения жизнедеятельности сумму доходов гражданина и устанавливается в целом на календарный год постановлением Правительства Брянской области.
Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации).
Реальный размер назначенных пенсий рассчитывается путем корректировки среднего размера назначенных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Расчеты распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов осуществляются в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. № 61 по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочных обследований домашних хозяйств (до 2013 года – выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; начиная с итогов за 2013 год – выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах), в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным годовых расчетов денежных доходов и расходов населения).
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах среднедушевых денежных доходов.
Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-ти (10-ти) процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2049, начиная с 1 января 2021 года, формируется показатель "Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности".
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с границей бедности.
Граница бедности определяется путем умножения значения базовой границы бедности на индекс потребительских цен за отчетный период к IV кварталу 2020 г., определяемый цепным методом. Базовая граница бедности соответствует значению величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте РФ за IV квартал 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 1 34-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ).
Дефицит денежного дохода – сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до величины прожиточного минимума (с 2021 года – до границы бедности).